Медиа

Александр Кобенко: «Важно создавать производства вкупе с наукой»

Опубликовано: 30.11.2012 в 23:26       Просмотров: 6366

- Аэрокосмический кластер является визитной карточкой региона. Изменится ли ситуация в случае создания единого центра по развитию космической отрасли в Москве?
- Есть слухи о создании единого центра в Москве, но пока об этом говорить рано. Если говорить о конкуренции между двумя существующими центрами, то она полезна, так же как и в бизнесе, потому что подталкивает отрасль вперед. С точки зрения условий лоббирования, то, наверное, они лучше в Москве, они все же ближе управляющей компании - Роскосмосу, но что касается себестоимости разработки, то этот показатель лучше у нас. Еще одним нашим преимуществом является близость научно-исследовательских подразделений СГАУ, за плечами которых огромный опыт разработок.  

- Каковы перспективы завода «Авиакор»? Какой объем заказов могут обеспечить самолеты Ан-140, Ан-70?
- Со стороны правительства мы ведем работу по продвижению интересов предприятия, чтобы заказов было больше.
11 самолетов заказаны, обсуждается заказ на 15 самолетов Ан-140 от Минобороны и значительный заказ на перспективу до 2020 года. Самолет по своим характеристикам достаточно конкурентен. Основной его минус сегодня – высокая себестоимость. Но мы не сможем ее снизить, пока не будет большого объема заказов. Главная задача – сделать самолет базовым для региональных перевозок. Кроме того, сейчас ведутся переговоры о совместном проекте с канадской компанией «Бомбардье». Это позволит получить международный опыт, включиться в международную кооперацию.
Что касается выпуска Ан-70, то пока не принято окончательное решение о том, будет ли вообще осуществляться его производство. А если да, то где оно будет сконцентрировано. Здесь мы тоже имеем определенные преимущества, потому что у нас есть площадка, свободные мощности для сборки, давние партнерские отношения с КБ им.Антонова. Но у других регионов тоже есть свои преимущества: в ПФО, кроме нас, еще два авиационных кластера - в Ульяновской области и Татарстане. Надо понимать, что нам нельзя просто конкурировать между регионами – необходимо развивать кооперацию, создавать определенные уникальные центры компетенций. Ни один регион не разовьет в одиночку свой авиационный куст, потому что сегодняшние объемы производства у всех небольшие.

- Стало известно, что в области будет разработана программа стратегического развития региона. Какие акценты вы бы расставили в этой программе?
- Предыдущая программа стратегического развития Самарской области завершилась в 2008 году. В том же году случился мировой финансовый кризис. В этих условиях было принято решение не формировать новую программу. Но сегодня существует необходимость решения проблем в разных сферах. Губернатор Николай Меркушкин указал, что Самарская область мало представлена в федеральных целевых программах – лишь 0,34% выделяемых средств приходится на ее долю. Если посмотреть на основные показатели Самарской области, то по объему ВРП, численности населения, объему промышленного производства мы в РФ занимаем примерно от 2,4% до 2,8%. Стратегическая программа развития позволит понять, в каких направлениях мы недорабатываем, где есть потенциал, как задействовать федеральные ресурсы для развития региона, а также позволит определить наши ключевые и стратегические компетенции, на которых необходимо акцентировать наши усилия.

- В развитии каких направлений больше проблем?
- В первую очередь, это развитие транспортно-логистической инфраструктуры. Например, в Тольятти, где развитие АВТОВАЗа и ОЭЗ приводит к тому, что в городе уже значительные пробки и дальше ситуация продолжит ухудшаться. Поток комплектующих на АВТОВАЗ будет только увеличиваться с учетом планов завода по увеличению объемов производства к 2017 году. К этому же времени начнется активная работа резидентов ОЭЗ. И мы не получим должного эффекта от развития производства без развития транспортной сети вокруг Тольятти, без строительства мостового перехода через Волгу и объездной дороги.

- Как сейчас обстоят дела с темпами реализации ОЭЗ?
- Когда приезжал Сергей Дарькин (замминистра регионального развития РФ. — Прим. ред.), он отметил, что развитие ОЭЗ «Тольятти» опережает темпы реализации самых эффективных подобных проектов страны. Получается, что мы развиваемся стремительнее, чем Татарстан, в котором расположена самая эффективная, на наш взгляд, ОЭЗ. Что касается последних резидентов, то к нам вошли компании Sanoh из Японии, Mubea из Германии. GM-АВТОВАЗ принял решение расположить часть своего производства на территории ОЭЗ - предприятие становится якорным резидентом, привлекая другие компании. Кроме того, в ОЭЗ разместится инженерный центр GM-АВТОВАЗ, чему мы очень рады. Важно создавать не только производства, но и чтобы наука к этому подтягивалась. Мы организовали хорошие условия для резидентов ОЭЗ, а для тех, кто занимается научными разработками, федеральное правительство дополнительно снизило социальный налог до 14%.

- Можно ли уже сегодня сказать, что в Самарской области существует нефтехимический клас­тер?
- У нас он, безусловно, есть. Потому что у нас большой объем добычи нефти, есть три неф­теперерабатывающих завода «Роснефти», есть крупные химические предприятия: «Тольяттиазот», «Тольяттикаучук», «КуйбышевАзот», есть компания «САНОРС». А также есть наука, работающая в этом направлении. То, что кластер не оформлен, еще не означает, что мы не можем выстраивать цепочки взаимодействия. «САНОРС», вкладывая большие деньги, создает новые производства, которых никогда не было в области. Идет полномасштабное обновление на трех НПЗ «Роснефти» – через 3-4 года мы получим совершенно новые заводы.

- РОСНАНО заинтересовалось Самарской областью, в том числе ОЭЗ. Каковы перспективы сотрудничества с ним?
- 29 октября состоялась встреча Николая Меркушкина и председателя правления РОСНАНО Анатолия Чубайса. Мы прекрасно понимаем, что наш регион имеет хороший промышленный, научный, образовательный потенциал. Но пока мы не реализовали ни одного проекта в области нанотехнологий. Несмотря на то, что мы инициировали 90 проектов, по 34 были поданы заявки в РОСНАНО. Пока рассмотрено только две заявки, которые прошли научно-технический совет. Но те кластеры, которые представлены в регионе, заинтересованы в наноразработках. РОСНАНО это тоже понимает. Сейчас мы готовим к подписанию соглашение. В декабре представители РОСНАНО приезжают в регион для того, чтобы посмотреть презентации наших проектов, нашу инновационную инфраструктуру, промышленные площадки. Мы надеемся, что в нашей области появится наноцентр. Кроме того, мы можем претендовать на размещение некоторых производств на своей территории.

- К чемпионату мира по футболу 2018 года предстоит сделать многое. Каковы главные задачи?
- Прежде всего, идет разработка программы, которая будет охватывать все стороны: это строительство самого стадиона и спортивной инфраструктуры, строительство гостиниц, развитие транспортно-логистической инфраструктуры: в первую очередь мы должны модернизировать аэропорт, а также обеспечить регион скоростным сообщением между Самарой и Курумочем. И, конечно же, предстоит значительная модернизация транспортной инфраструктуры городов.
Сегодня Самара задыхается в пробках, и без дополнительного мостового перехода через реку Самару, без дополнительных транспортных развязок нам не обойтись. Кроме того, нам важно придать области имидж не только промышленного региона, но и туристически привлекательного. Поэтому необходимо создавать объекты туристической инфраструктуры. Мы ведем переговоры о создании ОЭЗ туристско-рекреационного типа, а также включении Самары в федеральную программу по развитию внутреннего въездного туризма. Ведь очень важно, чтобы те туристы, которые приедут в Самару на ЧМ по футболу, захотели сюда вернуться.

http://www.vkonline.ru

Подписаться на новости пресс-службы
Наверх