Медиа

Александр Цыбульский: в развитии ОЭЗ были системные ошибки, настало время их исправить

Опубликовано: 15.06.2016 в 09:43       Просмотров: 2572

Примеры эффективных ОЭЗ существуют, и они на практике доказали свою необходимость для регионов, рассказал ТАСС заместитель главы Минэкономразвития России

В преддверии ПМЭФ-2016, где состоится обсуждение основных тем экономической повестки, в том числе развитие экономического потенциала страны, корреспондент ТАСС побеседовал с заместителем главы Минэкономразвития России Александром Цыбульским о будущем особых экономических зон (ОЭЗ). В последнее время обострилась дискуссия о судьбе этого инструмента, его эффективности и будущем уже созданных зон. Минэкономразвития России уже 10 лет курирует проект. Замминистра не считает его провальным, однако отмечает, что механизм нуждается в совершенствовании. Более того, по мнению Цыбульского, именно развитие особых экономических зон может послужить для регионов драйвером роста. Примеры эффективных ОЭЗ существуют, и они на практике доказали свою необходимость для регионов.

- Расскажите, пожалуйста, как сейчас развиваются особые экономические зоны в России? В свете последнего поручения президента Российской Федерации вопрос их эффективности стоит довольно остро.

Десять лет прошло с начала этого проекта. Сейчас подошла такая веха, когда можно подвести итоги. Есть как положительный опыт, так и, конечно, отрицательный. Причем как субъективный, так и объективный, связанный с совершенно разными вещами.

Сначала про положительный опыт. Я недавно доложил председателю правительства в рамках одного совещания, что, конечно, проект особых экономических зон нельзя бросать, ведь он точно состоялся, пусть не с той степенью эффективности, как нам хотелось бы, но состоялся. Нами был допущен ряд ошибок в процессе его развития, которые сейчас можно и нужно исправить.

Особые экономические зоны сегодня - это 34 площадки, более 400 резидентов, из которых порядка 80 - иностранные инвесторы из 29 стран мира. Это 550 млрд. рублей заявленных инвестиций и более 180 млрд. рублей уже осуществленных.

И это все на 122 млрд. рублей выделенных из федерального бюджета средств. При этом порядка 21 млрд. рублей из них было направлено на особые зоны туристического кластера на Северном Кавказе, среди которых такие курорты как Архыз и Эльбрус, а 55 млрд. рублей на шесть первых созданных зон, которые сейчас стали локомотивами механизма особых зон в России.

- Критика звучит в адрес управляющих компаний, которые, полученные от государства средства размещают на депозитах в банках, а не инвестируют по целевому назначению…

Мы стараемся максимально исправить эту ситуацию через улучшение системы корпоративного управления нашей АО "ОЭЗ" и его дочерних обществ. Строительство многих объектов имеет долгий цикл: это крупные инфраструктурные объекты: очистные сооружения, дороги, электрогенерирующие объекты, крупные административно-деловые центры и так далее. А мы сейчас принципиально взяли себе за правило - мы не работаем с авансами.

Мы оплату производим по факту выполненных работ. Поэтому часть средств размещены на счетах в банках и продолжают работать и приносить прибыль, которая в дальнейшем покрывает расходы на содержание уже построенных объектов инфраструктуры и реинвестируется в строительство новых объектов, а не тратится на премии менеджмента компании проектов.

- Когда это правило начало действовать?

Наверное, года два как мы уже так работаем. До этого мы работали с авансами, и, к сожалению, не очень много, но были примеры, когда компании брали авансы, потом не выполняли работы, банкротились. То есть риск был очень высокий, его надо было минимизировать.

Поэтому часть денег еще не раскассированы. То есть, условно говоря, еще на 40% суммы объекты инфраструктуры будут построены, что создаст еще дополнительные высококонкурентные условия для будущих инвесторов. Сегодня можно говорить о 180 млрд. рублей инвестиций в соотношении к 60 млрд. рублей, то есть один к трем. Это хороший результат. Кроме того, ОЭЗ - это не только чистый возврат на капитал, основной целью ОЭЗ является привлечение новых производств, компетенций.

Считать эффективность ОЭЗ, исходя из количества созданных рабочих мест, не совсем корректно, ведь наша цель привлечение высокотехнологичных производств, которые по определению не могут создать большого количества рабочих мест, так как ручной труд на них минимизирован. Наша задача, чтобы они создали вокруг себя цепочки добавленной стоимости, малые и средние предприятия, встраивающиеся в производственную кооперацию с резидентами ОЭЗ.

- А какие площадки дают результат?

- Надо объективно сказать, что этот результат генерят максимум 10 площадок из 34. Остальные, некоторые из которых созданы совсем недавно, просто еще не имеют такой возможности. Часть из них, кстати говоря, созданы как частные проекты. Такие как в Подмосковье "Ступино", "Лотос" без федерального финансирования в Астрахани и так далее. Конечно, эффективно работают промышленно-производственные площадки и, в основном, те, которые были созданы в самом начале, в 2006 году.

Лидеры - это Липецк, "Алабуга" в Татарстане, Тольятти, Санкт-Петербург, Зеленоград в большей или меньшей степени и ряд других площадок.

В целом надо продолжать развивать этот механизм. Я уверен, что он имеет перспективы стать крайне эффективным. Но сейчас - тот момент, когда он требует санации и принятия решений о его небольшой перезагрузке.

- Скажите, какие мероприятия планируются в рамках этой перезагрузки механизма и когда можно ожидать результатов?

- Учитывая, что процесс реформирования системы управления особых зон длится уже практически два года в рамках утвержденной в 2014 году Правительством Российской Федерации "дорожной карты", ожидаем, что первые результаты появятся в ближайшее время. Нам известны основные проблемы, с которыми столкнулся механизм при своем развитии, а также определены шаги, которые необходимо сделать для их преодоления.

Например, мы считает, что частично вина за слабое развитие отдельных зон вне зависимости от их типа лежит на существующем порядке создания новых зон, носящего в настоящее время фактически уведомительный характер. Если при создании первых ОЭЗ проводился конкурс, субъекты Российской Федерации доказывали состоятельность их проектов, целесообразность их осуществления именно на выбранной территории и соревновались между собой в рамках этих конкурсов, то в последнее время субъектам достаточно было подготовить необходимый пакет документов и обосновать необходимость дальнейшего социально-экономического развития субъекта. Конечно, в таких условиях не все создаваемые ОЭЗ изначально были жизнеспособны.

Поэтому мы будем больше вовлекать субъекты в развитие зон, инициатором создания которых они выступили. Это вполне логично, требовать выполнения обязательств, которые они принимали на себя при создании зон. Для этого им будут переданы полномочия по управлению зонами, увеличена финансовая ответственность за их эффективность.

Основные шаги дальнейшего развития механизма зон уже положены в основу стратегического документа, который мы начали формировать в рамках исполнения последнего поручения президента.

- Из федерального бюджета планируются дополнительные вливания в 2016-2017 годах?

На 2016 год у нас в федеральном бюджете деньги зарезервированы, окончательная их судьба пока непонятна. В основном из-за того, что становится очевидно: проекты, на которые они планировались, не смогут эти деньги освоить. Поэтому просто так мы сейчас уже никому не будем переводить в уставные капиталы деньги для того, чтобы они замораживались на многие годы на банковских счетах.

На 2017 год финансирование не предусмотрено, но это именно исходя из того, что у нас довольно большой баланс остался на счетах, который нам сейчас за это время надо весь эффективно освоить.

- Вы сказали, есть положительный опыт, есть - негативный. Не совсем удалась реализация туристических особых экономических зон. С чем это связываете?

С несколькими причинами, все они довольно системные. Первая - это системная ошибка в выборе стратегии развития таких площадок. У нас особо экономическая зона - это площадка, на которой государство обеспечивает строительство необходимой инфраструктуры для дальнейшего захода резидентов. Туристические зоны должны работать совершенно по другому принципу, это другой бизнес. К сожалению, это недооценили в самом начале, видимо, из-за отсутствия опыта развития крупных туристических проектов.

Второе, по части площадок выбрано неправильное месторасположение. Туристический бизнес - это, в первую очередь, турпоток, который генерирует прибыль. Если у вас площадка находится в 300 км от любого ближайшего аэропорта, вокзала или крупного населенного пункта, то едва ли вы найдете турпоток, который сможет вам обеспечить хоть какую-то прибыль. А если не будет турпотока - не будет и инвестора, который зайдет в любой туристический проект только при наличии подтвержденного для него потока туристов.

Успешно развиваются те площадки, где удалось удачно выбрать место и правильно войти в проектную инфраструктуру.

- Какие именно?

- Это курорты Северного Кавказа. Эльбрус, который, в принципе, один из лучших в мире с точки зрения своей географии. Плюс это исторически туристическое место, куда привыкли ездить тысячи отдыхающих, которые увлекаются горными лыжами. По сути, там надо просто улучшить инфраструктуру подъемников, гостиничную инфраструктуру, разобраться с объектами самовольного строительства, ввести единый архитектурный стандарт или стиль, как говорится навести марафет, и этот курорт заиграет во всей красе.

Вторая ОЭЗ, которая, на мой взгляд, из курортов Северного Кавказа является наиболее интересной - Архыз. Европейского уровня курорт. Очень удачно выбрано расположение, сегодня он уже получил свои очертания. Можно сказать, что первая очередь активно работает, проект уже генерит операционную прибыль. И поэтому у него есть все предпосылки быть в авангарде этого направления.

Третий удачный проект - это, наверное, Завидово, хотя оно только создано. Понятно, что там есть якорный резидент Radisson, плюс место исторически является излюбленным направлением отдыха туристов из Москвы и Московской области, огромное количество отдыхающих туда едут.

А вот Бурятия скорее не сработала. Именно по тем причинам, которые я назвал - выбраны площадки на пустыре. Хоть и красивейшие места на берегах Байкала, но туда нет инфраструктурной доступности - непонятно, откуда турпоток можно сформировать.

- Эта зона будет закрыта?

- У нас по закону зоны могут быть закрыты в двух случаях: если в течение трех лет там не появилось ни одного резидента, или в течение трех лет резиденты не ведут работу.

- У нас такие есть?

Есть. Многие туристско-рекреационные и портовые зоны подпадают под эту норму. К сожалению, они не нашли свою нишу. Я не знаю, какие будут закрыты, это решение Правительства Российской Федерации, но, по крайней мере, мы как министерство точно будем выходить с предложением о закрытии ряда особых зон.

- Министр экономического развития Алексей Улюкаев считает, что можно в России создавать совместные автопроизводства с западными партнерами, чтобы экспортировать автомобили на азиатские рынки. Могут ли использоваться для этого ОЭЗ?

Особые экономические зоны для этого идеальны, особенно промышленно-производственные. Потому что действует режим свободной таможенной зоны, который позволяет автопроизводителям завозить необходимое оборудование, необходимые комплектующие, и все, что им нужно, что не производится в России, не оплачивая пошлин. Потом здесь собирать продукцию и дальше вывозить за территорию Евразийского экономического союза, также не выплачивая никаких пошлин. Таким образом, снижается себестоимость этой продукции.

Сейчас нами совместно с управляющими компаниями особых зон ведется активная работа по привлечению новых качественных, готовых брать на себя ответственность и достигать поставленных целей инвесторов, в том числе речь идет о привлечении иностранных инвестиций.

В принципе изначально, особые экономические зоны создавались, в том числе, и под экспортно-ориентированное производство. И многие страны мира создают такие сборочные площадки для наращивания высокотехнологичного экспорта.

- Будет ли для таких производств оказываться дополнительная господдержка?

Очень хотелось бы. Я не уверен, что есть сформировавшиеся предложения, но я считаю, что ориентация на экспорт должна, несомненно, быть одним из основных критериев оказания государственной поддержки.

- Как Вы считаете, регионы России нужно развивать по принципу узкой специализации или комплексного развития?

Все надо развивать на основании комплексного развития. Другое дело, что регионы надо развивать, исходя из четкого плана. Понятно, что у каждого региона есть своя специфика. Если кому-то взбредет в голову выращивать ананасы в Якутии, и он попросит на это государственную поддержку, наверное, себестоимость этих ананасов будет примерно как добываемых там алмазов. И это экономически нецелесообразно.

Сейчас разрабатывается ряд  серьезных документов, по сути, регламентирующих региональную политику в будущем. В Федеральном законе № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" определено, что мы должны подготовить целый ряд документов стратегического планирования. Среди них: Основы государственной политики регионального развития. Этот документ сейчас готовится, мы с экспертами и коллегами обсуждаем его окончательное содержание, но в общем он уже имеет вполне четкие очертания.

Второй важнейший документ, который должен быть создан, и он, конечно, в ближайшие два года будет разработан, - «Стратегия пространственного развития России». Это и есть тот документ, который, по сути, должен увязать в себя все отраслевые и экономические стратегии субъектов и создать некий каркас экономического развития страны в территориальном разрезе. Вот этот каркас и определит те экономические и отраслевые направления развития региона.

- Что касается развития Дальнего Востока, предусматриваются ли какие-либо меры по его развитию?

Потенциал восточных регионов огромен. Другое дело, что сейчас нам надо приложить усилия для того, чтобы этот потенциал начал максимально эффективно работать.

Это сложный регион и с точки зрения геостратегического расположения, и с точки зрения тех процессов экономического и демографического развития, которые идут в Азиатско-тихоокеанском регионе. По сути, сегодня восточные территории сформировались как некие экономики, ориентированные на производство товаров низкого уровня передела. А при этом потребляют они товары высокого передела, которые зачастую поступают из приграничных территорий. Наша задача - реализовывать проекты, направленные на повышение переработки товаров. То есть повышать уровень добавленной стоимости до максимального.

Одним из способов привлечения инвесторов на территорию Дальнего Востока сейчас являются территории опережающего социально-экономического развития, которые пока существуют всего 2 года, но имеют значительный потенциал к развитию.

- Вы считаете, что территории опережающего развития могут в будущем стать более эффективными чем особые экономические зоны?

- Конечно, судить по результатам прошедших двух лет функционирования территорий опережающего развития пока очень рано: многие проекты, заявленные к осуществлению в их рамках уже существуют довольно долго, а сейчас просто получили более удобные условия. Что касается зон, то негативный опыт – тоже опыт. И если мы учтем все ошибки и их исправим, то в будущем особые экономические зоны достигнут большой эффективности.

Источник: ТАСС

Подписаться на новости пресс-службы
Наверх