Media

В ОЭЗ уже есть что показать

Published: 27.06.2013 in 11:22       Views: 6701

Раньше, говоря об особой экономической зоне в Тольятти, ее руководители показывали голое поле и на картах объясняли, какие замечательные производственные корпуса здесь когда-нибудь вырастут. Сегодня ситуация изменилась...

...по крайней мере на территории, где планируется запустить первую очередь. Благодаря огромным инвестициям со стороны государства и региональных властей здесь завершена уже большая часть инфраструктуры – примерно 80% готовности. Находясь рядом с огромными траншеями и сливными трубами диаметром в человеческий рост, чувствуешь себя Гулливером в стране великанов. Общий объем перемещаемого грунта под укладку труб – примерно миллион кубометров. Вынутый грунт сегодня сложен в холм, с которого, словно с командного пункта, прекрасно просматривается вся территория, видны строительные краны и размеченные дороги. Реально видишь и западную границу зоны, и восточную. И ясно понимаешь, что 660 гектаров – это дистанция огромного размера: длина площадки – 5,4 км, ширина – 1,3.

Нашим экскурсоводом выз-вался быть Алексей Пахоменко, руководитель филиала ОАО «ОЭЗ Самарской области». Он с гордостью говорит, что территория тольяттинской ОЭЗ на 10 процентов больше, чем территория АВТОВАЗа. И это почти треть Автозаводского района. Мы забросали экскурсовода вопросами: откуда деньги на такую грандиозную стройку, чем отличается ОЭЗ от технопарка, какие конкретно преференции получают участники зоны и достижима ли для нашего города задача – уйти от приставки «моно», то бишь от автомобильных пристрастий в промышленности. Пахоменко отвечал подробно и с удовольствием и на детские вопросы «про технопарк», и на взрослые по диверсификации:

– Сейчас мы работаем на строительстве первой очереди. Это 181 гектар освоения. Первую сваю забили 2 ноября прошлого года, а сегодня завершена уже большая часть инфраструктуры – трубы, колодцы. В октябре-ноябре этого года мы обязаны закончить все объекты инженерной структуры первой очереди. Все коммуникации строятся за государственный счет. Площадка оборудуется всеми инженерными сетями – водоподведение, газификация, электроснабжение и прочие, необходимые для организации производственной деятельности. Затем эти площадки начинают застраивать резиденты. Им выделено 435 гектаров. Резидентов у нас сейчас 12 компаний. Помимо «Джей Ви Системз», которая на днях приступила к строительству, строится компания «ТПВ-Рус» и еще 8 компаний планируют начать строительство в этом году.

– Вы сказали, 435 гектаров из 660. Оставшаяся часть территории – под что?

– Дороги, коммунальные площади и прочее. Прокладка сетей, инфраструктура – это самое дорогое, что берет на себя государство. Все подключения для резидентов осуществляются на бесплатной основе. Резиденты экономят за счет государственных средств примерно 30% своих инвестиций. Транспортная доступность, внутренние дороги, объекты обеспечения пожарной безопасности. Таможенный терминал для осуществления режима свободной таможенной зоны – это одна из преференций, которая предоставляется резидентам ОЭЗ. Мы строим коммунальную зону объекта – где располагается административно-бытовой корпус с диспетчерской службой, которая будет управлять всей инженерной структурой. У нас уникальные, на мой взгляд, очистные сооружения, позволяющие собирать ливневые стоки, очищать их и подавать для производственно-хозяйственных нужд на площадку повторно. Приме-няются не просто современные стандарты, но и самые современные технологии.

– По периметру всего участка проложены какие-то металлоконструкции. Для чего?

– Это эстакада длиной 9 километров. По ней проложены инженерные сети. Те, которые обычно строители привыкли зарывать в землю. Нарушая привычный порядок, мы преследовали две цели. Первая – безопасность: при такой организации сетей легче проводить ремонтные и профилактические работы. Во-вторых, воздушный способ дает возможность подключения к сетям в любом месте. Мы ведь не знаем точно, как будет называться наш очередной проект, который предложат будущие резиденты, не знаем их объемы и сроки, когда придут. Эстакада же снимает все вопросы. Кстати, металлоконструкции выполняются местными региональными компаниями – 1600 тонн металла.

– За эти компании можно только порадоваться.

– Наверное, если они выполнят свои обязательства в срок. И посочувствовать, если этого не произойдет.

– Перед Тольятти ставили задачу уйти от ярлыка «моногород», уйти от большой концентрации автопрома в отдельно взятом городе. Но среди ваших резидентов даже первой очереди, как известно, уже 20 гектаров отдали компании «Джей Ви Системз», есть и другие.

– Задачу диверсификации никто не снимал. И в сегодняшних 12 компаниях-резидентах есть не связанные с автомобильным бизнесом. Есть «Полад» с его проектом твердосплавных пластин, есть компания, занимающаяся производством индустриальных газов, в стадии оформления бумажная фабрика. И мы эту долю будем наращивать. Но, хотим мы этого или нет, автомобильная промышленность оказывает влияние на Тольятти. И мы не можем сказать автомобильным компаниям: извините, поищите для себя площадку в другом месте, у нас диверсификация... Задача, которая была декларирована в начале проекта, – это 60 на 40 (примерное соотношение между автомобильными и неавтомобильными отраслями. – Авт.). 60 – это цифра, к которой мы стремимся. Но мы не в плановой экономике, к сожалению, живем.

– А когда вы заполните эти 60 процентов, а придут еще автокомпонентщики, вы вправе будете отказать им?

– Это вопрос не ко мне, а к стоящему сейчас рядом со мной заместителю директора департамента особых экономических зон Минэконом-развития Вадиму Третьякову.

Третьяков:

– На самом деле эта цифра никак не регламентируется. Просто в голове она есть. Изначально зона создавалась для того, чтобы уйти от понятия «моногород». Но на сегодняшний момент АВТОВАЗ эту тенденцию пока пересилил. Потому что он притягивает автокомпонентщиков.

– Не хотим быть вторым Детройтом.

– Ну, мы тоже не хотим. С одной стороны. С другой – почему мы сейчас на это идем? Приходят очень неплохие компании. Они могут сделать некий якорь для развития самой зоны, ее экономики и имиджевой составляющей. Соответственно, если приходит сюда тот же «Джи Эм» с его дочерней компанией «Джей Ви Системз», это мировой бренд. Если «Джи Эм» здесь построил завод, сюда может прийти любой другой американский завод, не обязательно связанный с автомобильной промышленностью. Мы на это рассчитываем.

Пахоменко:

– Безусловно, диверсификация, о которой мы все усиленно переживаем, важна как межотраслевая, так и внутриотраслевая. Еще вчера мы были городом, который работает на один бренд «Лада», и местные поставщики, и продажи ориентировались на один бренд. Сегодня это уже минимум 4 бренда – «Лада», «Шевроле», «Ниссан», «Рено». Поставщики, которые сегодня приходят, – это компании, работающие не с одним производителем, а на весь мир. В том числе предполагаются поставки отсюда и в Европу комплектующих отдельных компаний. То есть внутриотраслевую диверсификацию мы так или иначе проводим.

– Вы обещали объяснить разницу между ОЭЗ и технопарком.

– Проведу аналогию с ВАЗом. Сначала был построен завод, потом – научно-технический центр в 1995 году. Это объект, в котором разрабатывается продукт. В нашем случае технопарк – это территория, на которой по федеральной и региональной программам создают специальные условия для инновационной деятельности и создания продукта. Там порядка 50 компаний, по-моему, уже подписали соглашения. Это IT-компании, это исследовательские компании. Там изобретают продукты, здесь внедряют продукт в производство.

– Когда первые резиденты начнут давать продукцию?

– Одной из первых будет, безусловно, «Джей Ви Системз» (конец 2015 г. – Авт.). Но до них мы ожидаем начало производства «ТПВ-Рус». Предприятие уже производит продукцию за пределами ОЭЗ. По готовности своих корпусов они перенесут производство сюда. В основном это начнет происходить в конце 2014 года. И дальше у каждого свои планы. Производства разные, где-то более сложные, где-то более простые, поэтому кто-то будет раньше запускаться, кто-то позже.

– Какова численность сотрудников ОЭЗ?

– 38 человек. До конца года штат включает в себя подразделения, отвечающие за взаимодействие с резидентами, за стройку, финансовый блок и сопутствующие вспомогательные подразделения. В этом году мы начали создавать эксплуатационную службу и до конца года намерены увеличить численность филиала до 74 человек. В дальнейшем персонала будет около 100-120 человек, которые обеспечат функционирование уже всей ОЭЗ. Я это грубо называю «большой ЖЭК». Мы же обеспечиваем общую охрану периметра ограждения, и каждое производство вокруг себя ставит дополнительный забор. Наша задача – деньги, данные государством, должны вкладываться параллельно с деньгами инвесторов для обеспечения эффективности государственных вложений. Задача непростая, но выполнимая.

Одна из 27

В России 27 экономических зон 4 типов: производственно-промышленные (Тольятти такой является), технико-внедренческие, портовые и туристические. Создание производственно-промышленных зон делится на две волны. Первая – в Елабуге, и они лидируют. Они стартовали 6 лет назад и на сегодня показывают хорошие результаты: полностью построена инфраструктура, полностью укомплектована, хорошие резиденты, мировой бренд, узнаваемый. Тольятти – это вторая волна, соответственно, ее развивают с учетом ошибок уже созданных зон.

Тольяттинская ОЭЗ очень перспективна по многим причинам. Первая – географическое положение. Второе – наличие некой агломерации, которая позволяет снабжать производства высококвалифицированными кадрами. Третье – автокомпонентная составляющая есть и будет сильной стороной этой зоны.

Деньги

Плановые показатели вложений регионального и федерального бюджетов – 13,2 млрд. 7,2 млрд из них – федеральные. Порядка 800 млн – региональные, которые вкладываются сейчас. На первую очередь заключено контрактов на сумму порядка 2,6 млрд. Освоение идет по графику, и около 400-500 млн уже освоено.

Рабочие места

12 компаний, которые уже подписали соглашения, то есть находятся в правовых отношениях с государством, взяли на себя обязательство создать 4600 рабочих мест. В стратегическом плане предусмотрено два этапа. Первый – это долгосрочное планирование до 2030 года. Когда экономическая зона выйдет на проектные мощности, будет примерно 30 тысяч рабочих мест. Но ключевым является 2020 год: количество рабочих мест, которые должны быть созданы в ОЭЗ, должно равняться 14 тысячам.

В районе Ягодного появится дублер трассы М5

Какой дорогой будет пользоваться ОЭЗ, когда начнет выпускать свою первую продукцию? Не встанут ли окончательно после этого тольяттинские дороги, и без того перегруженные автотранспортом? Рассказывая об ОЭЗ, Алексей Пахоменко не упустил и этот момент, поскольку он тесно связан с логистикой:

– Сейчас, как вы знаете, дорога Ягодное – Тольятти двухполосная. Она будет расширена до четырех полос. Вся необходимая документация готова. И мы ожидаем, что реконструкция-строительство этой дороги начнется в конце этого года. Развязки, которые обеспечат движение транспорта внутрь особой экономической зоны, предполагаются двухуровневые – для того чтобы не останавливать основное направление. Часто спрашивают, что будет с логистикой города, в случае если сопоставимое с АВТОВАЗом производство начнет свою деятельность. Этот вопрос обсуждали у губернатора, Николай Иванович инициировал рассмотрение его у президента страны, и было принято решение о строительстве моста в районе Климовки. Раньше планировали от моста увести дорогу к северным проходным АВТОВАЗа. Но теперь принято решение построить новую дорогу, дублер М5. Потому что если мы в улицу Северную упремся, то получим затор на Обводном шоссе. Согласно последним решениям, дублер М5 коснется западной стороны зоны и ОЭЗ будет иметь прямой доступ к федеральной трассе, уводя грузопотоки от города. С другой стороны, Тольятти получит развитие, он перестанет с точки зрения логистики быть тупиковым. И мы шагнем на другой берег. С учетом того, что это будет широкий мост, магистральный – с другой стороны Волги рекреационная зона Шигонского района тоже будет осваиваться. Скажу сразу и о сроках. Конкурс по проектированию моста и дороги уже начался. На проектирование выделены деньги, первый транш порядка 136 миллионов. Задача поставлена – в 2015 году начать строить. Многое зависит от проектирования. Например, я мечтаю, чтобы это был двойной мост: автомобильный и железнодорожный. Тогда и железнодорожная станция Тольятти будет использована.

Источник: Городские ведомости

To subscribe to news press service
Наверх