Медиа

Алексей Пахоменко: «В 2013 году мы должны привлечь не менее четырех инвесторов»

Опубликовано: 25.04.2013 в 18:25       Просмотров: 5463

Масштабная работа

- Как вы можете охарактеризовать сегодняшний этап создания Особой экономической зоны «Тольятти»?

- Прежде чем говорить о сегодняшнем этапе развития ОЭЗ «Тольятти», нужно охарактеризовать в целом масштаб проекта. Промышленные площадки такого масштаба не строились в Самарской области со времен Волжского автомобильного завода. Площадь ОЭЗ составляет 660 га, что немного больше, чем занимает АВТОВАЗ. Длина ОЭЗ – 5,4 км, ширина – 1,3 км. Сейчас мы осваиваем первый этап строительства площадью около 181 га. На этой территории до конца года мы должны построить всю инженерную и транспортную инфраструктуру. На эти цели мы «законтрактовали» порядка 3 млрд рублей. Первые подрядчики приступили к капитальному строительству в ноябре 2012 года. Параллельно с нами начинают осваивать выделенные участки резиденты ОЭЗ. Первыми на площадку вышла компания ООО «ТПВ РУС», она уже ведет строительство. Большинство других  действующих резидентов в течение 2013 года также начнут возведение своих корпусов.

Основная задача филиала ОАО «ОЭЗ» в Самарской области – всегда быть чуть впереди своих инвесторов, потому что когда они завершат строительство своих производств, мы будем обязаны сразу же подключить их к коммуникациям. Первый запуск производств резидентов намечен на вторую половину 2014 года.

Сегодня темпы развития проекта нас вполне устраивают. Не секрет, что нашу работу оценивают в сравнении с другими альтернативными промышленными зонами. Так, по сравнению с ОЭЗ «Титановая долина», которая была утверждена в конце 2010 года, мы значительно продвинулись в строительстве. Безусловно, это важно не только для оценки нашей деятельности, но и для привлечения новых инвесторов.

Работу по привлечению новых резидентов в ОЭЗ мы ведем активно. Если полтора года назад мы только теоретически объясняли, что такое ОЭЗ, то сейчас абсолютно все компании перед принятием решения едут на площадку и оценивают динамику развития. Государство требует от нас, как от управляющей компании, чтобы инвесторы приходили в ОЭЗ ритмично, а госинвестиции шли параллельно с частными. В этом и заключается эффективность. Искусство команды проекта в том, чтобы ни один из двух основных процессов – привлечение инвесторов и строительство инфраструктуры – не уходил вперед. Если допустить, что в ОЭЗ будет много инвесторов, которых мы не сможем обеспечить инфраструктурой, то это будет коллапс. То же самое произойдет, если мы построим всю инфраструктуру, а инвесторы не придут.

- Какие торги планируется провести до конца 2013 года?

- В этом году мы должны провести пять конкурсов и «законтрактовать» порядка 1,5 млрд рублей. Самый крупный из них, на строительство таможенного поста, мы планируем объявить в октябре. Сейчас мы заканчиваем проектирование. Вообще, мы подстраиваемся под запросы наших резидентов: если они просят ускориться в чем-то, что необходимо для запуска производств, то мы делаем это. Поэтому, если резиденты скажут, что им таможня пока не нужна, мы подстроимся под их потребности. Все зависит от темпов их строительства. Создание таможенного поста будет завершено тогда, когда резиденты будут готовы принимать грузы.

Правила проведения конкурсов таковы, что на подготовку документации отводится около пяти месяцев. Поэтому весь прошлый год мы усиленно занимались подготовкой конкурсной документации, чтобы запустить торги, заключить контракты и выйти на строительную площадку. В этом году мы обязаны не потерять существующие темпы, поэтому стимулируем подрядчиков максимально использовать сезон.

Ключевые направления

- Сколько резидентов планируется привлечь в 2013 году, и существует ли показатель присутствия необходимого числа инвесторов на территории ОЭЗ?

- Согласно плану, в 2013 году мы должны привлечь не менее четырех новых инвесторов. Однако надо понимать: само по себе количество компаний не характеризует в целом темп развития проекта, главное – это объем инвестиций. Сегодня у нас уже есть два проекта новых компаний - потенциальных резидентов, одобренные наблюдательным советом, и я надеюсь, что они без проблем пройдут экспертный совет. Тогда объем инвестиций резидентов в ОЭЗ превысит 14 млрд рублей.

Перспективным планом развития ОЭЗ предполагается, что до 2030 года мы должны привлечь 60 млрд рублей инвестиций. Однако, исходя из динамики развития проекта на сегодня, думаю, мы этой цели достигнем раньше. Что касается рабочих мест, то их должно быть порядка 30 тысяч к 2030 году. Ключевым для нас является 2020 год, когда количество рабочих мест должно составить 14 тысяч.

- Планируется ли привлекать резидентов из тех стран, которые еще не представлены в ОЭЗ?

- Мы стремимся к расширению географии наших резидентов. На сегодняшний день в ОЭЗ представлены такие страны, как США, Германия, Япония, Словения, Турция и Россия. Но надо понимать, что у нас нет задачи собрать здесь весь мир. Мы должны создавать высокотехнологичное производство, которое могут обеспечить также и российские компании. Показательным в этом плане может быть проект калужской компании «Автоэлектроника», который 16 апреля был одобрен на наблюдательном совете. Компания изменила конструкцию электроусилителя, сделав ее на 25% дешевле и надежнее.

Однако мы можем видеть общую тенденцию роста числа иностранных компаний на российском рынке. Это говорит о том, что иностранные инвестиции приходят в российскую промышленность. Что вполне объяснимо. Для отечественных компаний рынок в целом распределен, поэтому потребности в резком росте нет. Иностранцы же приходят на новый для них рынок, им нужно его завоевывать, поэтому быстрое возведение мощностей может стать конкурентным преимуществом.

- В ОЭЗ размещаются в основном производители автокомпонентов. Это было изначальной задачей или диктуется потребностями Автограда?

 - Задача, которая ставилась, подразумевает размещение на площадке 60% резидентов, которые не являются производителями автокомпонентов и 40% - производителей комплектующих для автомобилей. При этом сказать, что ОЭЗ интересна только для «автокомпонентщиков», нельзя. С учетом проектов, которые ожидают экспертного совета, уже три компании построят в ОЭЗ производства, не имеющие отношения к автомобильной промышленности.

Специфика Тольятти заключается в том, что на его территории размещен АВТОВАЗ. И это стимулирует производителей автокомпонентов создавать производства в непосредственной близости от заказчика. Но стоит отметить, что все компании, которые будут производить автокомпоненты на нашей территории, ориентированы не на одно предприятие. Они будут поставлять продукцию и на другие заводы по всей стране. Таким образом, уже сейчас мы можем наблюдать как межотраслевую, так и внутриотраслевую диверсификацию на территории ОЭЗ.

- После того, как инвесторы будут привлечены, инфраструктура построена, производства заработают, в чем будет заключаться работа управляющей компании?

 - Когда произойдет заполнение ОЭЗ резидентами, работа управляющей компании будет напоминать работу ЖЭКа и сводиться к эксплуатации инженерной инфраструктуры. Свою хозяйственную деятельность, кадровые вопросы резиденты должны будут решать сами. Но не стоит забывать о том, что у нашей управляющей компании остается возможность расширить территорию ОЭЗ до 2200 га. А значит, стимулировать приход новых инвесторов и создание новых производств.

 - Сможет ли резидент покинуть ОЭЗ продать свое производство или свои акции?

 - Резидент ОЭЗ, будучи собственником, имеет право продать свое имущество другой компании. Но в этом случае новый собственник не будет считаться резидентом и не будет получать все предусмотренные льготы. Если же резидент продаст долю акций другому лицу, то особые условия, преференции, а также обязательства по развитию производства в ОЭЗ за ним сохранятся.

http://vkonline.ru/253707/article/aleksej-pahomenko-v-2013-godu-my-dolzhny-privlech-ne-menee-chetyreh-investorov.html

Подписаться на новости пресс-службы
Наверх