Опыт вместо сравнения
В административном корпусе, который скромно расположился на краю первой очереди застройки, нас ждал генеральный директор ОАО «ОЭЗ ППТ «Тольятти» (управляющей компании площадки, – прим. ред.) Алексей Пахоменко. Первое, на что он обратил внимание, это предназначение самого административного корпуса. «В первую очередь это – ЖЭК», — образно пояснил Пахоменко, демонстрируя здание, в кабинетах которого можно было заметить работников.
Но больший интерес, конечно же, представляла территория ОЭЗ и то, насколько она за последние два года изменилась. По сути, для понимания масштаба и уровня развития, можно было бы даже сравнить, скажем, ОЭЗ «Тольятти» с особой экономической зоной в Ульяновской области, которая на полтора года старше. Однако в руководстве ОАО «ОЭЗ ППТ «Тольятти» предпочитают не заниматься сравнением, а напротив, перенимать опыт и делиться своим с коллегами.
От пустырей к производству
Первое, на что обратил внимание генеральный директор ОАО «ОЭЗ ППТ «Тольятти», стала инфраструктура. На центральном проезде, где находится производственная площадка ООО «СИЕ Аутомотив РУС» (Испания), под землей проложены коммуникации – ливневая и хозяйственно-бытовая канализация, газопровод, а также технический и питьевой водоводы. Вдоль основных проездов проходит эстакада, на которой закреплены силовые и телекоммуникационные кабели. «Общая длина всех коммуникаций, кабелей, эстакад, труб, если их сложить в одну линию — 198 километров, — это расстояние от Тольятти до Самары и обратно», — пояснил Алексей Пахоменко.
Он также рассказал, что построить всю необходимую инфраструктуру на территории первого этапа ОЭЗ площадью 181 га удалось фактически в рекордные сроки – первая свая на площадке была забита в конце 2012 года, а сегодня здесь уже используется газ и электричество, течет вода, проложены ровные дороги, работают первые производства.
Что касается непосредственно ООО «СИЕ Аутомотив РУС», то руководитель ОЭЗ кратко рассказал и о процессе его строительства. «Год назад здесь был пустой участок. Завод подняли за одиннадцать месяцев до выпуска первой продукции. Могу сказать, что даже я питал сомнения в том, что это возможно, хотя никто меня не может упрекнуть в отсутствии оптимизма. Предприятие выпускает алюминиевые детали для двигателей, в том числе для тех, которыми гордится Бу Андерссон. Отгрузка продукции пойдет 50% на ОАО «АВТОВАЗ», 50% на экспорт», — рассказал Алексей Пахоменко о «СИЕ Аутомотив Рус». При этом, по его словам, это единственный резидент, который использует газ в производственным процессе. «В течение суток они получили разрешение Ростехнадзора на использование газа, — рассказывает Пахоменко. – Испанцы были крайне удивлены такими сроками».
Следующим объектом, который предстояло увидеть, оказался завод ООО «Нобель Автомотив Русиа» (Турция). «Наш первенец. Также возвели его за двенадцать месяцев, — комментирует Алексей Пахоменко. – Изначально здесь было чистое поле, распутица. Не было проезда, и они перемещали длинномеры бульдозерами».
Шесть вместо семи
Затем Алексей Пахоменко показал участок застройки второй очереди особой экономической зоны, площадь которой еще больше первой – 245,6 га. Освоить ее планируется к 2017 году. Вся же экономическая зона расположилась на 660 гектарах – эта территория крупнее, чем нынешние площади «АВТОВАЗа».
Расположился второй этап строительства за будущими производственными корпусами ООО «Джей Ви Системз» (США – Россия), которое после известной ситуации с ГК «Автозаводстрой» ведет работы пока своими силами.
Обойти стороной эту тему не удалось, и Алексей Пахоменко пояснил происходящее. «Спорная ситуация внутри, когда одна сторона считает, что ей должны, другая сторона считает, что не должны. Долго они не могли между собой разобраться. Сейчас к работе приступили независимые эксперты, которые подтвердят объем выполненных работ. Конечно, все это «удовольствие» съедает минимум год от графика строительства», — прокомментировал Пахоменко.
Надо сказать, что в этом году ожидалось введение в эксплуатацию семи производственных объектов. Однако ООО «МАНН + ХУММЕЛЬ Тольятти» (Германия) из-за ситуации с ГК «Автозаводстрой», которая также вела их строительство, откладывает этот процесс до 2016 года, в связи с чем будет запущено шесть производств.
Среди них – не только автокомпонентщики, но и газовая компания «Праксайр Самара» (США), а также уникальный для Самарской области проект – «Тольяттинская бумажная фабрика» (Россия), которая будет перерабатывать макулатуру и производить гофроупаковку.
Будущие производства
Кроме этих площадок Алексей Пахоменко показал и другие, на которых планируется возведение новых объектов. Одним из таких является ООО «Озон Фарм», на котором будут производиться лекарственные средства. Под основание будущего завода уже забиты сваи, а выпуск первой продукции ожидается в 2016 году.
Следующим производством, которое было представлено, стал корпус ООО «Атсумитек Тойота Цусе Рус» (Япония). «У вас будет эксклюзив, они буквально на днях повесили табличку с названием», — сказал Алексей Пахоменко.
Запуск этого производства ожидается уже в текущем году. Компания специализируется на производстве механизмов выбора передач для механических и автоматических коробок передач. Вместе с ними в кооперации будет работать еще одно японское предприятие, расположившееся по соседству: ООО «Хай-Лекс Рус» — дочерняя структура крупной корпорации HI-LEX, которая занимает первое место в мире по производству тросов стояночного тормоза и управления коробкой передач.
Укрепляя доверие
Стоит отметить, что практически вся территория первой очереди уже разделена на участки резидентов. По словам Алексея Пахоменко, процесс наполнения будет происходить револьверным принципом, когда одни запускают производство, а другие начинают строиться. Правда, не обошлось без упоминания кризиса. Так, один из резидентов успел оградить свою территорию, но строительство перенес на следующий год. «Они прислали официально сообщение о том, что приступят к строительству в следующем году. Проект готов, но решение связано и с рынком, и политической ситуацией», — отметил Алексей Пахоменко.
Надо сказать, что в позиции Алексея Пахоменко относительно развития ОЭЗ «Тольятти» неизменным осталось одно – необходимость укрепления доверия людей проекту. «Доверие к проекту растет с каждым днем, но пока люди не увидят построенных зданий и работающих производств, они не поверят», — говорил он два года назад. Теперь можно увидеть и построенные здания, и работающие производства, но, судя по всему, Алексей Пахоменко не намерен останавливаться, чтобы доказать уникальность и успех проекта. Сегодня ведется подготовка к официальному открытию первой очереди особой экономической зоны и запуску производств, следующим же этапом развития ОЭЗ станет освоение второй очереди и заполнение площадки новыми резидентами.