Медиа

Губернатор Самарской области: приоритет - сотрудничество с БРИКС

Опубликовано: 24.09.2015 в 14:46       Просмотров: 3727

Источник: РИА Новости

Губернатор Самарской области Николай Меркушкин рассказал в интервью РИА Новости о взаимоотношениях с иностранными партнерами, крупных инвестиционных проектах региона и развитии автомобильного кластера.

— Самарская область — регион с серьезным экономическим потенциалом. Какие отрасли экономики региона, на ваш взгляд, являются ключевыми?

— По масштабу своей экономики Самарская область входит в десятку крупнейших регионов страны с валовым региональным продуктом свыше триллиона рублей. Наш регион по праву может называться одним из крупнейших промышленных центров России, поскольку именно промышленность занимает в структуре экономики области существенную долю — более 41%.
Традиционно ключевая отрасль экономики региона — это автомобилестроение. Она обеспечивает свыше 20% всего промышленного производства нашего региона. Мы производим около 30% всех легковых автомобилей, выпускаемых в России. В регионе работают крупнейшие автомобильные производители. Причем это не только АвтоВАЗ и GM-АвтоВАЗ. В Самарской области сосредоточена крупная сеть региональных производителей автокомпонентов, конструкторские, финансовые, торговые, сервисные, консалтинговые организации, связанные с автопромышленностью.

Важной отраслью экономики региона является аэрокосмический кластер, который имеет общероссийское значение. В регионе сконцентрирован полный цикл производства всего спектра авиакосмической техники — от разработки документации до изготовления готовой продукции. Сегодня предприятия кластера разрабатывают и производят космические летательные аппараты, самолеты, авиационные и ракетные двигатели, агрегаты и комплектующие для авиационной техники.

Третья ключевая отрасль региона — нефтехимия, которая составляет более трети экономического потенциала региона. У нас сосредоточены крупные предприятия нефтехимической отрасли. Если говорить о цифрах, то в регионе производится около 9% мазута, более 8% дизельного топлива и автомобильного бензина, порядка 7,5% первичной переработки нефти происходит у нас.

Большой вклад в экономику области также вносят торговля, сфера транспорта и связи, операции с недвижимым имуществом, строительство, социальные отрасли экономики.

— Какие основные экономические партнеры есть у Самарской области за рубежом?

— Регион сотрудничает в торгово-экономической сфере с более чем 120 странами мира. Сейчас для нас приоритетным является сотрудничество со странами БРИКС, партнерами из Евросоюза, не присоединившиеся к санкциям, странами Азии и Латинской Америки.

Мы продолжаем сотрудничество и со странами Евросоюза, особенно с партнерами из ФРГ, Франции, Италии. Эти страны остаются крупнейшими поставщиками технологий и оборудования для региона. Многие самарские компании связаны с немецкими, французскими и итальянскими коллегами в рамках совместных кооперационных проектов, выстроенных в предыдущие годы. Наша задача оказать им содействие в продолжении сотрудничества, несмотря ни на какие негативные тенденции.

— Как санкции сказались на взаимоотношениях с европейскими и американскими партнерами?

— Сейчас в регионе работает более 450 совместных предприятий, большинство из них из стран Европы, более 20 — из США. Среди них заводы крупных транснациональных корпораций, предприятия малого и среднего бизнеса в самых различных сферах экономики от добывающей промышленности до юриспруденции.

Мы отмечаем неослабевающий интерес европейских и американских партнеров к ведению бизнеса в регионе. Формируется несколько экономических миссий, ведутся постоянные переговоры с инвесторами, уже работающие в регионе компании планируют расширение своего производства. В частности, о планах по увеличению мощности Самарского завода заявила компания Coca-Cola. Компания Alkoa продолжает вкладывать средства в модернизацию Самарского металлургического завода. Компания Knauf прорабатывает возможность строительства второй очереди своего завода по производству строительных смесей. Особо хотелось бы отметить компанию GM, которая, несмотря на выход с российского рынка, осталась в проекте GM-АвтоВАЗ.

Каких-либо значимых изменений в структуре взаимодействия с европейскими и американскими деловыми партнерами мы не фиксируем. Ни один проект из-за санкций сорван не был. Определенные трудности у отдельных компаний присутствуют, но они связаны с общими кризисными явлениями в экономике, а не с политикой.

— Какие крупные проекты с участием иностранного капитала реализуются сейчас в регионе?

— За последние годы в регионе организованы производства крупных европейских и азиатских компаний. Это Bosch, Knauf, "Аккумалюкс", Halla Visteon, Valeo, Sano и другие. Это говорит о том, что самарский рынок интересен иностранным инвесторам. В ближайшее время запланировано несколько визитов из стран Евросоюза и КНР в целях поиска партнеров на самарском рынке — как торгово-экономических, так и инвестиционных.

Из проектов, которые сейчас реализуются, можно отметить проекты "КуйбышевАзот". Компания реализует проекты по строительству высокотехнологичной установки производства аммиака совместно с немецкой Linde Group и новой воздухоразделительной установки совместно с Praxair из США. Стоимость первого проекта составляет 13,3 миллиарда рублей. Второго — 3,4 миллиарда рублей.

В Самарской области создана и запущена особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Тольятти", которая является одним из инструментов привлечения инвестиций, в том числе иностранных. На сегодняшний день резидентами ОЭЗ "Тольятти" являются 16 компаний, большинство инвесторов — это крупные международные компании. Среди резидентов ОЭЗ "Тольятти" — дочерние предприятия General Motors, Sanoh, Edsha, Mubea и Toyota.

Также иностранные компании являются якорными резидентами в индустриальных парках региона. Это индустриальные парки "Преображенка" и "Чапаевск". Компания "Роберт Бош Самара" в индустриальном парке "Преображенка" ввела в эксплуатацию первую очередь завода по производству автокомпонентов. В индустриальном парке "Чапаевск" начато строительство завода по производству гипса и гипсовых смесей компанией Knauf.

Крупный проект по строительству нового трансформаторного завода реализует "ГК "Электрощит" — ТМ Самара", входящая в состав одной из крупнейших транснациональных корпораций Schneider Electric.

Немецкая компания "Фрезениус Медикл Кеа Холдинг" выступает инвестором строительства двух диализных центров в Самаре и Сызрани.

Стоимость проекта составляет 600 миллионов рублей.

— Как продвигается сотрудничество Самарской области с Китаем?

— Торгово-экономические связи Самарской области с Китаем начали развиваться с конца 40-х годов. По итогам последних трех лет Китай входит в первую пятерку стран — торговых партнеров Самарской области по объему внешнеторгового оборота. За первое полугодие 2015 года объем внешнеторгового оборота региона с Китаем составил почти 293 миллиона долларов, в том числе экспорт составил 150 миллионов долларов, импорт — 143 миллиона долларов.

Сейчас на китайский рынок вышли такие предприятия региона, как "КуйбышевАзот", "Тяжмаш", завод Тарасова", Самарский подшипниковый завод, "РКЦ "Прогресс" и ЗАО "ГК "Электрощит" — ТМ Самара".

Китайские партнеры намерены инвестировать в Самарской области. Так, компания Amur Sirius планирует построить одну из первых в России солнечных энергетических станций в Новокуйбышевске. Планируется, что общий объем инвестиций с учетом ввода всех трех очередей электростанции составит около 8 миллиардов рублей. Развивать российские проекты поручили специально созданной для этого организации ООО "Солар Системс", 100-процентной "дочке" Amur Sirius. В ближайшее время "Солар Системс" намерены в соответствии с намеченным графиком начать работу по подготовке земельного участка к строительству.

— Какой объем иностранных инвестиций намерен привлечь регион в 2015-2016 годах?

— Можно сказать об инвестициях крупнейших иностранных компаний региона. "АвтоВАЗ", основная доля которого принадлежит концерну Renault-Nissan, планирует инвестировать 30 миллиардов рублей в подготовку и запуск производства Lada Vesta и X-Ray.

Компания Шнайдер Электрик инвестирует более миллиарда рублей в создание нового производства и техническое перевооружение действующего. Компания Bosch инвестирует в развитие нового производства 1,7 миллиарда рублей.

— Отрасль автомобилестроения в регионе является одной из ключевых. Как вы оцениваете перспективы ее развития?

— К сожалению, в настоящее время предприятия автомобилестроения по всей стране демонстрируют снижение основных показателей. За прошедший период текущего года уровень продаж легковых автомобилей на российском рынке сократился на треть относительно аналогичного периода 2014 года. Вместе с тем мы уверены, что данное явление временное.
Очевидно, что российский автомобильный рынок будет расти. На сегодняшний день средний уровень обеспеченности населения автомобилями в России ниже, чем во многих развитых странах. Этот фактор будет способствовать росту продаж автомобилей в России.
Учитывая ослабление рубля, многие автопроизводители были вынуждены повысить рублевые цены на продаваемые в России автомобили. При этом российские автопроизводители, в том числе АвтоВАЗ, имеют возможность в ближайшие годы изменить ситуацию на рынке в свою пользу и увеличить рыночную долю. С одной стороны, общее снижение спроса и сокращение продаж также будет иметь для них негативный эффект, с другой стороны, ослабление курса рубля и поддержка со стороны государства создают возможности для развития бизнеса, в том числе за счет расширения экспорта.

Данная тенденция уже подтверждается — АВТОВАЗ по итогам пяти месяцев нынешнего года в условиях падения российского авторынка увеличил рыночную долю марки LADA на 2,1 процента. Теперь этот показатель достиг 18,7 процента.

АвтоВАЗ продолжает активно участвовать в федеральных программах, направленных на развитие российского автомобилестроения. Также в среднесрочной перспективе компания планирует к запуску минимум по две новые модели в год. Уже 25 сентября будет запущено производство Лада Веста, до конца года — Лада X-Ray, далее — новый хэтчбэк, кроссовер 4х4, кроссовер Б-класса 4х2.

В связи с этим мы предполагаем, что производство автомобилей на АвтоВАЗе в ближайшие годы будет стабильно составлять более 500 тысяч автомобилей в год и автомобильный кластер региона будет оставаться крупнейшим производителем автомобилей внутри страны.

— Вы несколько раз говорили о том, что для государственных служащих в Самарской области будут закупать автомобили производства Тольяттинского автоконцерна. Глава АвтоВАЗа Бу Андерссон проявил заинтересованность в таком сотрудничестве. Как сейчас продвигается решение этого вопроса?

— Правительственный гараж уже получил первые Ларгусы. Кроме того, АвтоВАЗ передал администрации Самары Lada Largus VIP. Автомобиль используется для служебных поездок главы администрации Самары. Представители АвтоВАЗа регулярно получают данные о ходе эксплуатации автомобиля и планируют их использовать для доработки модели. Администрацией города также принято решение в случае необходимости пополнения транспортного парка производить закупку отечественных автомобилей.

— Как оцениваете перспективы развития ракетостроения в регионе? В частности, крупнейших предприятий "РКЦ-Прогресс" и АО "Кузнецов". Какие перспективные проекты могут быть реализованы на этих предприятиях?

— На РКЦ "Прогресс" продолжается масштабная реконструкция и техническое перевооружение производственных площадей и мощностей для обеспечения серийного производства ракет-носителей "Союз-2", а также космического комплекса для министерства обороны, разрабатывается проект модернизации производственных мощностей для производства космических аппаратов.

В июне 2015 года "РКЦ "Прогресс" подписал контракт с французской компанией Arianespace и английской OneWeb на запуск космических аппаратов системы мобильной спутниковой связи OneWeb с использованием 21 ракеты-носителя (РН) "Союз" с 2017 по 2019 год. Данный контракт обеспечит загрузку производственных мощностей на долгосрочную перспективу. Также перспективны космические проекты в сфере производства ракет- носителей — это создание принципиально новых ракет среднего класса типа "Союз-5" и запуск в серийное производство РН легкого класса "Союз-2.1в".

В сфере производства космических аппаратов перспективные направления — создание группировки космических аппаратов дистанционного зондирования Земли уровня "Ресурс-ДК", "Ресурс-П", создание космических аппаратов научного назначения "Бион-М" и "Фотон-М" по заказу РАН и создание высокотехнологичного производства малых космических аппаратов формата CubeSat (Кубсат) для мониторинга земной поверхности. Последний проект реализуется РКЦ совместно с аэрокосмическим университетом. Сейчас он находится на завершающей стадии.

Самарские специалисты — это сотрудники РКЦ "Прогресс" и завода "Тяжмаш", представители Самарского государственного аэрокосмического университета — принимают активное участие в подготовке к запуску космодрома "Восточного". В сентябре на торжественной отправке ракеты-носителя "Союз-2.1а" на новый космодром присутствовал вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин. Спутники для РН, спроектированные учеными Самарского государственного аэрокосмического университета (СГАУ) и специалистами РКЦ, отправят на космодром в октябре-ноябре текущего года. РН "Союз-2.1а", созданная самарскими специалистами, станет первым носителем, запущенным с "Восточного".

— Три крупных нефтеперерабатывающих завода региона, входящие в структуру "Роснефти", попали под американские санкции. Как это сказалось на нефтяном секторе региона и как оцениваете его состояние?

— На территории Самарской области находятся крупные активы "Роснефти". Это три нефтеперерабатывающих завода — Куйбышевский НПЗ, Новокуйбышевский НПЗ и Сызранский НПЗ и одна из основных нефтедобывающих компаний — ОАО "Самаранефтегаз".

Введенные США санкции ограничили ОАО "НК "Роснефть" и ее дочерним структурам доступ на рынок капитала США. Американским компаниям, банкам и гражданам, а также всем, кто ведет операции через финансовый рынок США, запрещено покупать их облигации, предоставлять им новые кредиты. По мнению ряда экспертов, прямые последствия санкций несущественны, но тем не менее они ухудшают условия займов для российских заемщиков.

Если говорить о результатах по производству продукции предприятиями нефтяной промышленности Самарской области, входящими в состав "Роснефти", то санкции не повлияли на их работу. С января по июль 2015 года увеличился объем выпуска автомобильного бензина до 112,6%, дизельного топлива до 101,8%, смазочных нефтяных масел до 109,5% и индустриальных масел до 130,8%. Это по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Между правительством Самарской области и "Роснефтью" было подписано соглашение о внедрении инновационных технологий, которое предполагает масштабные инвестиции в развитие нефтеперерабатывающих предприятий региона. Так, с 2009 по 2014 год на эти цели направлено около 241 миллиарда рублей, а с 2015 по 2018 год нефтеперерабатывающие предприятия направят на внедрение инновационных технологий еще свыше 163,4 миллиарда рублей.

Таким образом, с 2009 по 2018 год нефтеперерабатывающие предприятия в свое инновационное развитие направляют инвестиции в объеме 404,5 миллиарда рублей.
Инвестиции коснутся всех трех нефтеперерабатывающих предприятий региона. В 2016 году планируется введение в эксплуатацию установки каталитического крекинга на Куйбышевском НПЗ. Продолжается строительство крупно-тоннажного комплекса гидрокрекинга на Новокуйбышевском и Сызранском НПЗ. Вложения компании "Роснефть" позволят всем трем предприятиям с 2016 года полностью перейти на выпуск моторных топлив стандарта Евро-5.
Модернизация НПЗ самарской группы "Роснефти" будет продолжена и далее. Сегодня экономическая ситуация не дает возможности сформулировать точный прогноз, как будут корректироваться эти планы и как будут меняться сроки ввода новых установок. Но с уверенностью можно сказать, что большая часть работы уже сделана, а это значит, что в ближайшее время наш регион получит три нефтеперерабатывающих завода европейского уровня.

Подписаться на новости пресс-службы
Наверх