Медиа

Разговор со всеми

Опубликовано: 03.02.2012 в 16:04       Просмотров: 5277

Опубликованная недавно в «Ведомостях» статья Владимира Путина «О наших экономических задачах», может быть, показалась кому-то тяжеловатой – слишком много экономических терминов и формулировок. Но если вчитаться, то окажется, что это о нас. О том, куда нужно двигаться стране, как мы будем жить через год и через несколько лет.

Мы попросили прокомментировать эту статью премьер-министра РФ руководителя филиала ОАО «Особые экономические зоны» в Самарской области Алексея Пахоменко в недавнем прошлом вице-президента по экономике ОАО «АВТОВАЗ»:

- Алексей Владимирович, когда я читал статью в «Ведомостях», мне показалось, что она написана специально для Тольятти и о нашем городе – ускоренными темпами модернизируется АВТОВАЗ, делаются первые шаги по реализации программы социально-экономического развития Автограда… Вы согласны с этим?

- Статья, на мой взгляд, написана глубоко и обращена ко всем, кто занимается производством, экономикой, подготовкой квалифицированных кадров, исследовательской работой и прочей созидательной деятельностью. Затронуты важнейшие темы, которые ранее в подобном формате публично не обсуждались. Это, по сути, база для разработки программы экономического развития страны на ближайшие 5 – 10 лет. Я обратил внимание, что особый акцент сделан на промышленной политике - речь ведётся о необходимости диверсификации экономики на базе «прорывных» отраслей к коим, безусловно, относится машиностроение.

В статье отражены процессы, которые еще только предстоит широкомасштабно реализовать в России в ближайшем будущем, а в Тольятти им уже дан старт. Вопрос об изменении структуры экономики нашего города остро встал во время кризиса, основным инструментом реализации этой задачи стали проекты Особой Экономической Зоны и парк «Жигулевская долина». Успешно реализуется программа социально-экономического развития, определяющая стратегические направления развития города, АВТОВАЗ в партнерстве с альянсом с RENAULT-NISSAN реализует стратегию локализации производств поставщиков автокомпонентов. При этом под локализацией подразумеваются не простые сборочные операции, а создание полных технологический комплексов, требующих высококвалифицированных специалистов с соответствующим уровнем оплаты труда.

- Насколько правильным можно считать предложение об уменьшении влияния государства в экономике?

- Прежде всего, это процесс не одномоментный, председатель правительства справедливо отмечает, что далеко не все крупные инвесторы стремятся поднимать именно те отрасли, которые интересны государству. Поэтому доля государства должна снижаться постепенно, принимая во внимание «период адаптации», в ходе которого государство должно получить подтверждение, что в отрасль пришли инвесторы с серьезными намерениями, их планы – развитие производства и реализация социальных программ. Тогда можно уменьшать долю государства. Поэтому само направление, на мой взгляд, верное, но поступательное движение по нему должно быть очень осторожным. Впрочем, сейчас именно так и происходит. На первом этапе сохранения отраслей требовалось их «инвентаризировать» и сгруппировать в профильные дивизионы, для чего были созданы госкорпорации «Ростехнологии», «Росавтодор», «Росатом» и др. Теперь этап постепенной - и это ключевое слово - приватизации. Только когда государство будет уверено, что новые собственники намерены серьёзно развивать отрасль, этот процесс может быть начат.

- Один из вопросов, который волнует многих – наше недавнее вступление в ВТО. Хотя премьер и обещает сделать все, чтобы максимально смягчить трудности переходного периода - производства, особенно высокотехнологичные, видимо, ждут серьезные испытания?

- Я бы начал с того, на чем, собственно, и акцентирует внимание Владимир Владимирович. Первое: сегодня пора забыть о национальных рынках – рынок уже давно стал глобальным. Мы очутились там сразу же после того, как открыли границы для свободной торговли. И сегодня надо позиционировать себя на этом рынке, найти свою нишу. Причем не в простых производственных операциях и не в простом продукте, а в товарах, достойно представляющих Россию. И если мы уже вошли туда, в глобальный рынок, то следует действовать по установленным на этом рынке правилам, то есть по правилам ВТО.

Сложным ли будет этот переход? Да, сложным. Нужно ли было вступать? Необходимо. Определенную уверенность в положительном результате вызывает заверение Владимира Путина, что на этом трудном переходном пути промышленности и экономике в целом по всем отраслям будет оказана необходимая поддержка. Это как при болезни – лекарство горькое, но если хотите выздороветь, его необходимо принять.

- Может, все таки, имело смысл дождаться укрепления наших позиций в мировой экономике? Ведь пока мы далеко не на первых местах...

- Если закрыться ото всего мира - сможем ли мы сегодня сполна обеспечить себя, например, товарами народного потребления, дать необходимый уровень технологической вооруженности нашим предприятиям? Значит, нужно идти путем постепенного заимствования технологий. Председатель правительства как раз к этому и призывает – к заимствованию технологий, к их локализации здесь, к созданию технологических комплексов полного цикла. АВТОВАЗ - удачный пример этого процесса. Предприятие, которое было создано на основе технологий ФИАТа, успешно развило и приумножило их. АВТОВАЗ всегда был одним из самых передовых производств в СССР, своеобразным полигоном для испытания новинок в производстве, технологиях управления, экономической и финансовой деятельности. Всё самое лучшее и все самые успешные находили здесь применение. Сейчас мы повторяем этот путь для всей страны – привлекаем зарубежные технологии с глубокой локализацией и дальнейшим созданием технологических комплексов полного цикла.

- Тем не менее, премьер говорит о том, что к 2020 году не менее половины рабочих мест в экономике должен представлять малый бизнес. Что будет с такими гигантами как АВТОВАЗ?

- При локализации любой сложной технологии первую скрипку, безусловно, будут играть глобальные компании. Но они, в свою очередь, не смогут обойтись без развития сопутствующих отраслей и партнёров масштабом поменьше. А это как раз среда для развития малого и среднего бизнеса.

- Ну, в этом отношении мы сегодня точно не на первом месте…

- Согласен. Но нельзя дожидаться момента, когда мы по какому-либо показателю выйдем в лидеры, и лишь потом открывать границы и интегрироваться в мировую экономику. Мы уже в ней. Плохо ли это, хорошо –но обратного пути нет. На пути интеграции в глобальную экономику, как и в любом другом процессе, нельзя делать резких движений, идти нужно постепенно, но поступательно.

- Возглавляемая вами ОЭЗ тоже может служить иллюстрацией этого процесса?

- Особые экономические зоны в целом – это инструмент решения стратегических задач, описанных председателем правительства. Когда мы говорим о локализации производств и создании современных полных технологических циклов, подразумеваем, что государство создает благоприятные условия для этого процесса. Сегодня этот инструмент работает надёжно. Темпы реализации нашего проекта тому подтверждение. Менее чем за год деятельности филиала нам удалось подготовить все необходимое для начала строительных работ – разработан и утвержден проект планировки, проведены все необходимые конкурсные процедуры. Большая работа была проделана по привлечению резидентов. Сейчас мы ведем прямой диалог с сорока компаниями о возможном участии в проекте. Три компании по состоянию на декабрь прошлого года уже стали резидентами нашей ОЭЗ с общим объемом инвестиций 1,3 млрд. рублей. Работа, проделанная в прошлом году, сформировала прочный фундамент для развития проекта в нынешнем и последующих годах. Все необходимые планы утверждены, а главное, определены и закреплены документально все источники финансирования. Наша целевая задача – обеспечение запуска производства первого резидента ОЭЗ во втором квартале 2013 года. И планируем к концу года довести общее количество резидентов ОЭЗ «Тольятти» до 10.

- Скажите, как по-вашему: обращена статья В.Путина к руководителям и специалистам?

- Ко всем, кто в той или иной степени интересуется экономикой, а значит, - и каждому из нас. Отдельные моменты, конечно, более углублены для профессионалов, но в целом все мы думаем о дальнейшей судьбе нашего предприятия, думаем, будет ли у нас завтра интересная, высокооплачиваемая работа, куда пойдут работать наши дети.

Кстати, очень важно, что в статье поднят вопрос подготовки кадров, так как никакое развитие промышленного производства невозможно без научной проработки и обучения квалифицированного персонала. В октябре прошлого года нами был запущен проект «Тольятти – фундамент перемен», он реализуется для привлечения желающих работать на предприятиях особой экономической зоны. На сегодняшний день участие в проекте приняли 7,5 тысяч человек, доступ к базе данных предоставлен иностранным компаниям, кадровые службы которых ведут сейчас отбор и комплектование своих будущих коллективов.

Но основная проблема сегодня не просто создать, как намечено в программе социально-экономического развития города, 25 тысяч рабочих мест, а в том, чтобы подготовить людей к этой новой работе. Те же студенты должны уже сейчас получить ориентир – на какие предметы им нужно сделать упор, чтобы найти в будущем достойную работу. Те, кто уже работает, должны сформировать для себя таблицу требований, выполнение которых позволит им в дальнейшем занять лучшее рабочее место. Другими словами, важно не просто создать рабочие места, но и дать людям правильные направления развития, для того чтобы они могли получить эту работу. Собственно все это и изложено в обращении Владимира Владимировича, и мы опять возвращаемся к тому, что статья в «Ведомостях» - это диалог с каждым из нас.

ВОЛЖСКИЙ АВТОСТРОИТЕЛЬ 

3.01.2012

Подготовил Александр ГУБАНОВ

Подписаться на новости пресс-службы
Наверх