Медиа

Волжская Коммуна: «Резиденты ОЭЗ «Тольятти» получили от таможни добрый совет»

Опубликовано: 02.04.2015 в 13:59       Просмотров: 3128

30 марта в Тольятти представители таможенных органов провели совещание по вопросам функционирования и развития особых экономических зон в Приволжском федеральном округе. Обсуждали и проблемы, которые возникают у резидентов ОЭЗ, и путях их решения.

Фото: Сергей БОГАТЮКВ совещании приняли участие представители Федеральной таможенной службы, Приволжского таможенного управления, а также Самарской, Татарстанской и Ульяновской таможен.

Особые экономические зоны были представлены руководством управляющих компаний и резидентов. В ПФО созданы четыре особые экономические зоны: «Алабуга» и «Иннополис» в Республике Татарстан, Портовая особая экономическая зона в Ульяновской области и ОЭЗ «Тольятти» в Самарской области. В прошлом году подобное совещание проводилось на площадке ПОЭЗ в Ульяновской области.

По словам начальника Приволжского таможенного управления С.В. Рыбкина, для нынешнего мероприятия город Тольятти был выбран потому, что на новой площадке ОЭЗ запускаются производства резидентов, у которых могут возникнуть проблемы, подобные тем, что уже были у резидентов других ОЭЗ. Цель совещания - рассмотреть проблемные вопросы до момента их возникновения.

«Особые экономические зоны предоставляют резидентам преференции, в частности, режим свободной таможенной зоны, освобождающий от уплаты налогов при ввозе оборудования для производства, - отметил Рыбкин. - Резиденты не всегда понимают тонкости таможенного дела и, проводя операции в данной области, на первых шагах своей работы допускают ошибки».

Начальник Самарской таможни В.А. Васильев напомнил, что из 17 резидентов ОЭЗ «Тольятти» две компании уже применяют на территории своих участков процедуру свободной таможенной зоны по временной схеме - это «Джей Ви Системз» и «СИЕ Аутомотив Рус», к применению процедуры готовы еще несколько резидентов.

«Мы тесно взаимодействуем с дирекцией ОЭЗ, и консультируем резидентов, - рассказал Васильев, отметив, что объекты таможенной инфраструктуры в ОЭЗ «Тольятти» будут введены в эксплуатацию во второй половине 2016 года. - Проектно-сметная документация по строительству таможенного поста в ОЭЗ находится в стадии завершения, я думаю, что в ближайшее время начнется закладка фундамента».

Нулевая пошлина

Совещание по вопросам функционирования и развития особых экономических зон в Приволжском федеральном округе прошло в бизнес-инкубаторе технопарка «Жигулевская долина». Затем гости отправились на площадку ОЭЗ «Тольятти», чтобы ознакомиться с ходом строительства и увидеть, как на практике осуществляется взаимодействие резидентов с таможенными органами.

На территории ОЭЗ «Тольятти» действует режим свободной таможенной зоны (СТЗ). Он позволяет инвесторам избежать переплаты, связанной с импортированием оборудования, ресурсов и материалов или экспорта готовых изделий. СТЗ дает нулевую ввозную пошлину и отсутствие НДС. Для резидентов ОЭЗ это услуга, которая не может быть отделена от перечня преференций, которые предоставляет особая экономическая зона.

Первым процедуру СТЗ стал применять якорный резидент ОЭЗ - компания «Джей Ви Системз», которая является дочерним предприятием компании «Джи-Эм АВТОВАЗ». Затем к СТЗ присоединилась испанская компания «СИЕ Аутомотив Рус».

Как рассказал начальник Самарской таможни В.А. Васильев, действующим законодательством предусмотрено применение процедуры СТЗ до окончания строительства объектов таможенной инфраструктуры. На участках резидентов ОЭЗ, согласно установленным требованиям, оборудованы таможенные КПП.

«Для создания режима СТЗ на были выполнены все предусмотренные законодательством требования к обустройству отдельных участков резидентов ОЭЗ — возведены ограждения, обустроены КПП, налажено видеонаблюдение, - пояснил Васильев, отметив, что получение разрешения на введение режима СТЗ компанией «Джей Ви Системс» заняло 8 месяцев, но благодаря этому опыту «СИЕ Аутомотив Рус» смогло получить разрешение всего за 3 месяца. - Контроль за соблюдением порядка перемещения товаров и транспортных средств через границу зоны таможенного контроля (ЗТК) осуществляется должностными лицами Тольяттинского таможенного поста».

Специалист по закупкам компании «СИЕ Аутомотив Рус» Е.А. Тарасова, проводяэкскурсию по предприятию, рассказала о взаимодействии с таможней. «В ноябре прошлого года мы начали завозить оборудование, все оно зарубежного производства и было ввезено в режиме СТЗ, то есть без пошлин, - рассказала Тарасова. - Временные таможенные КПП контролируют входящие грузопотоки, исходящие у нас начнутся после запуска производства, который намечен на апрель. Мы уже готовы к запуску, выпустили пробную партию продукции, на полные объемы производства будем входить в июле. Продукция компании будет поставляться на АВТОВАЗ, а также экспортироваться в Турцию».

Ограничение по периметру

В данный момент режим СТЗ ограничен периметром площадок каждого из резидентов, в дальнейшем свободная таможенная зона будет общей для всего периметра ОЭЗ.

По словам генерального директора ОАО «ОЭЗ ППТ «Тольятти» А.В. Пахоменко, расходы на строительство таможенного поста составят порядка 1 млрд рублей - это КПП, места для стоянки, оборудование для контроля грузов. «Таможенный пост — это очень дорогостоящее сооружение, - пояснил Пахоменко. - Его нужно строить тогда, когда есть уверенность, что он будет полностью загружен. В противном случае это будут неэффективные затраты, которые понесет государство. Представление услуги СТЗ происходит по мере необходимости — когда это востребовано резидентами. Два из них уже пользуются услугой, они не ждут, пока построят основной пост, а уже сегодня имеют возможность при содействии органов таможни получать льготы по налогам при ввозе оборудования».

Руководство ОЭЗ совместно с таможенными органами прорабатывает возможность предоставления СТЗ по временной схеме большему количеству резидентов. По мнению Васильева, отделять территорию каждого следующего резидента, обустраивая ограждение и КПП, не вполне рационально.

«В этом случае работа таможенных органов станет весьма затруднительной, в том числе по причине привлечения значительного количества должностных лиц для осуществления контроля, - пояснил он. - Однако мы прекрасно понимаем, что останавливать или тормозить деятельность резидентов ОЭЗ, особенно в существующих экономических условиях, нельзя. Поэтому мы будем искать варианты выхода из ситуации». По словам начальника Самарской таможни, таким выходом может стать обустройство части периметра территории ОЭЗ и строительство КПП с временными модульными сооружениями. Это позволит обеспечить деятельность ОЭЗ до создания специализированного таможенного поста.

Ошибки резидентов

Как рассказал начальник Приволжского таможенного управления С.В. Рыбкин, в таможенных органах будет проводиться дальнейшая работа подразделений, по информированию и консультированию управляющих компаний и резидентов ОЭЗ.

«Мы взаимодействуем для того, чтобы не совершалось ошибок, не было составления протоколов об административных правонарушениях, - пояснил Рыбкин, отметив, что все ошибки резидентов происходят от незнания правил. - Вот пример резидента ОЭЗ «Алабуга»: в момент строительства были размещены грузы, которые находились под таможенным контролем, но когда таможенный орган начал проверять их наличие, оказалось, что они уже пущены в производство без уведомления таможенного органа. А штрафные санкции предусмотрены до 100% стоимости товара».

Сейчас на федеральном уровне прорабатывается законодательная инициатива о том, чтобы штрафы для резидентов ОЭЗ составляли не более 500 тыс. рублей. Таможня идет навстречу резидентам, этот посыл рефреном звучал в ходе совещания. Так, когда процедуру СТЗ вводили в ОЭЗ «Алабуга», резиденты опасались, что их работа остановится из-за длительности таможенных процедур. Этого не произошло - все процедуры проходили максимально быстро. Один из резидентов производил до 400 таможенных операций в день, при этом ни одного срыва графика зафиксировано не было.

«Мы благодарны надзорным органам, которые делятся с нами опытом, это позволяет нам избежать ошибок, - отметил Пахоменко. - Наша площадка развивается уверенными темпами, и сегодняшнее совещание подтвердило, что резиденты могут получить все заявленные сервисы на должном уровне. ФТС России, Приволжское таможенное управление, Самарская таможня уделяют особое внимание работе с резидентами ОЭЗ. Мы это очень ценим, и сегодняшний опыт — это шаг к повышению качества взаимодействия между надзорными органами и резидентами».

Автор: Сергей Алешин

Источник: Волжская Коммуна

Подписаться на новости пресс-службы
Наверх