Медиа

Интервью с Алексеем Пахоменко, генеральным директором ОАО «ОЭЗ ППТ «Тольятти»

Опубликовано: 27.04.2015 в 15:48       Просмотров: 3024

Как чувствуют себя сегодня производители автокомпонентов, решившие построить производства в ОЭЗ «Тольятти»? Повлиял ли на их планы экономический кризис в России, валютные скачки и ситуация с падением продаж на авторынке? Кто из них, несмотря на сложную экономическую и геополитическую ситуацию в стране, готов в 2015 году справить новоселье? На эти и другие вопросы корреспонденту «АВТОСТАТ» ответил генеральный директор ОАО «ОЭЗ ППТ «Тольятти» Алексей Пахоменко.

пахоменко.JPG

- Алексей Владимирович, когда в 2013 году на территории ОЭЗ «Тольятти» в торжественной обстановке закладывался первый камень в строительство нового завода «Джей Ви Системз», много говорилось о том, что данное производство будет «якорным», то есть привлечет и других производителей автокомпонентов. Что происходит с этим строительством сейчас? Информация в СМИ довольно противоречива – сначала писали о подрядчике («Автозаводстрой»), который почему-то отказался продолжать строительство, потом заговорили об уходе GM с российского рынка и о том, что после этого ухода в этом проекте вообще отпала необходимость…

- Ситуацию внутри «Джей Ви Системз» (дочерняя компания GM-АВТОВАЗ) и взаимоотношения заказчика с подрядчиком я комментировать не буду, поскольку это в компетенции сторон. Но сам проект продолжает жить. Я пользуюсь в этой части только открытыми источниками. Да, в проекте есть проблемы, и они озвучены. Но также озвучено, что компания GM, уходя из России, оставляет за собой право собственности в GM-АВТОВАЗ, и текущее производство будет продолжено. Напомню, что GM является в GM-АВТОВАЗ равноправным соучредителем вместе с АВТОВАЗом. Активную поддержку проекту создания нового поколения CHEVROLET NIVA оказывает Правительство и лично губернатор Самарской области Николай Иванович Меркушкин. Поэтому мой вывод достаточно простой – проект продолжает жить и будет реализован.

- Больше ни один резидент «ОЭЗ Тольятти» не пострадает от изменения в сроках запуска этого проекта? Скажется ли это изменение на развитии данной промышленной зоны в целом?

- «Джей Ви Системз» - действительно наш якорный резидент, он имеет самый большой объем инвестиций, и мы ожидали и ожидаем, что под его проект придут поставщики. Но пока напрямую с ним была связана только одна компания – «АЗ Пауэртрэйн» (Индия). Это компания, которая заявила свой проект по созданию двигателей для легковых автомобилей. Остальные производители автокомпонентов в ОЭЗ завязаны на альянс Renault - Nissan - АВТОВАЗ и на других потребителей. Особенно подчеркну, что практически все автокомпонентщики, которые к нам пришли, не являются поставщиками только Альянса. Они являются также поставщиками крупных производителей, находящихся на территории РФ. Более того, у некоторых резидентов доля Альянса в пакете заказов либо равна доле основных покупателей, либо меньше. То есть здесь происходит определенная внутриотраслевая диверсификация, и мы этому рады. И если один производитель потеряет объем продаж по каким-либо причинам, у наших поставщиков есть возможность перераспределить пакет заказов так, чтобы оставаться устойчивым и соблюсти интересы производства. Некоторые из заявленных резидентов нашей ОЭЗ будут иметь экспортные поставки. У нас есть компании, которые ориентированы не только на внутренний российский рынок, и мы считаем, что это просто здорово.

- Когда вы говорите об экспорте, речь идет о наших ближайших соседях - бывших республиках Союза?

- Нет, о Европе. Платформа B0 универсальна, и определенные ее элементы производятся в одной стране, но сборка может осуществляться в разных местах. Поставляя автокомпоненты на заводы альянса Renault - Nissan - АВТОВАЗ либо других глобальных производителей, компания имеет возможность отправлять свою продукцию как на российский рынок, так и на внешний. Это будет одна и та же технически выполненная деталь, но с точки зрения рынка у нее будут разные покупатели, а соответственно и разная выручка, обеспечивающая устойчивое положение и развитие компании.

- Сколько компаний из заявленных 16 резидентов ОЭЗ предполагают заниматься выпуском автокомпонентов? Чье производство стартует в 2015 году?

- На сегодняшний день основная часть резидентов специализируется на производстве автокомпонентов –12 компаний из 16. Одна из компаний – «Нобель Автомотив Русиа» (Турция) – уже ведет производство с августа 2014 года. У нее, кстати, очень диверсифицированный пакет заказов (топливопроводы, стеклоомыватели, гибкие тросы, каркасы сидений, пружины для узлов двигателя - авт). Следующим у нас будет «Сие Аутомотив Рус» (Испания). В 2015 году планируют запуск еще четыре производителя автокомпонентов. По срокам мы предполагаем второе полугодие, конкретные даты будут зависеть от ситуации на авторынке.

- Расскажите немного по каждому из тех автокомпонентщиков, кто готовится к старту – в какой стадии запуска находятся и с какой продукцией выходят на авторынок.

- В этом году стартует «СИЕ Аутомотив Рус» (литые алюминиевые детали для двигателей) – на участке уже полностью построен производственный корпус, завезено и смонтировано оборудование. Во 2-м квартале этого года ожидается запуск данного производства в тестовом режиме. Производственные корпуса уже построены у компаний «Эдша Тольятти» (петли дверей, капота, багажника, ограничители открывания дверей, рычаги ручного тормоза), «Хай-Лекс Рус» (тросы для системы управления стеклоподъемников) и «Атсумитек Тойота Цусе Рус» (механизмы выбора передач МКПП и АКПП). Эти резиденты планируют запустить заводы в 3-м квартале. Компания «МАНН+ХУММЕЛЬ Тольятти» (воздушные фильтры, впускные модули) начала стройку позже, и запуск производства ожидается ближе к концу года. За процессом строительства всех наших резидентов можно проследить на нашем сайте в разделе «Фотогалерея» - он регулярно пополняется новыми фотографиями.

- Когда «ОЭЗ Тольятти» только создавалась, перед нею ставилась задача помочь городу Тольятти уйти от приставки «моногород», то есть начать развивать промышленность, не связанную с выпуском автомобилей.

- Что касается других компаний, которые не имеют отношения к автокомпонентам – у нас их пока не так много, но с каждым годом становится все больше. Это и «Озон Фарм» с проектом из фармакологической отрасли (выпуск лекарственных препаратов), и «Праксайр Самара» (США) – завод по заправке емкостей промышленными и специальными газами. Это и «Тольяттинская бумажная фабрика», которая занимается переработкой макулатуры в картон. Есть у нас еще кое-какие мысли по поводу компаний, которые могли бы прийти из неавтомобильной отрасли.

- Речь идет уже о второй очереди заполнения ОЭЗ?

- Речь идет о донаполнении первой очереди – у нас там остались небольшие резервы, что называется, «самые вкусные куски». И конечно, мы уже думаем о второй очереди. Наш основной приоритет – строить инфраструктуру, параллельно заполняя площадку производствами резидентов. Таким образом достигается максимальный экономический эффект: государство только-только успело вложить средства, но уже вместе с ним вложил свои средства инвестор. И в этом году мы впервые вышли на окупаемость: на 1 рубль государственных средств мы привлекли 1рубль 35копеек инвестиций со стороны.

- Мы можем как-то сравнить этот ваш показателем с теми, которые на данный момент есть в других ОЭЗ? Хочется понять, какая из ОЭЗ развивается активнее.

- Данные о других ОЭЗ можете поискать в их годовых отчетах. Я сравнивать не буду. В первую очередь потому, что все мы находимся на разных этапах развития проекта. При этом сравнивать корректно можно только с промышленно-производственным зонами. Таких в России всего шесть действующих. Недавно, правда, вышли постановления Правительства об открытии двух новых, но понятно, что они для сравнений пока не годятся. Так вот, из шести две являются нашими рулевыми и «старослужащими», если использовать армейскую терминологию – это ОЭЗ в Липецке и в Татарстане. Они образованы в 2005 году, а соответственно, имеют большее развитие, чем мы. Две других – это «Титановая долина» и наша ОЭЗ «Тольятти» – образованы в 2010 году. Оставшиеся две - в Калуге и Пскове, – образованы в 2012 году. Любой проект имеет свою определенную этапность. То есть, если нас сравнивать с «Алабугой» (Татарстан), то надо брать состояние их зоны на 2010 год. Если же сравнивать с «Титановой долиной» – можно брать текущие показатели. При этом все ОЭЗ находятся в управлении головной компании, и все мы – как дружная семья. Мы поддерживаем друг с другом тесный контакт, особенно помогают «старшие братья» - «Алабуга» и «Липецк». Если бы такой возможности общения и взаимопомощи не было, мы бы наделали ошибок. Вторым всегда легче… Нам было легче и потому, что тот же Татарстан, развив ОЭЗ «Алабуга» так широко и ярко, изменил восприятие ОЭЗ в лучшую сторону. Все начали понимать, что слово «зона» звучит неплохо, и что деньги уходят не в никуда, а в конкретные проекты.

- Скажите, а это не ошибка – что в тольяттинской ОЭЗ уклон в целом получился все-таки в автомобильную отрасль?

- Представьте на секунду, что вы лично принимаете решение о развитии промышленной зоны. Вы вышли в чистое поле, вам дали все необходимые ресурсы. При этом собственник (государство) вас предупредил: новые рабочие места, увеличение налоговой базы должны быть обеспечены в кратчайший срок. В ваш проект готовы инвестировать производители автокомпонентов, каждый из которых представляет глобальные холдинги, включающие не только автомобильный дивизион, но и другие направления. И, получив положительный опыт в локализации автокомпонентных производств, они готовы разместить тут иные направления деятельности. И у нас нет причин отказывать им в этом. Задача диверсификации производства не решается в один день: шаг за шагом укрепляется доверие между партнёрами и расширяется производственная деятельность. Когда мы приводили сюда первых потенциальных резидентов и показывали им поле, обещая, что здесь будет «город-сад», многие не верили и говорили: «Мы, может быть, зайдем к вам, только попозже». Теперь мы уже показываем действующее производство и еще семь, которые запустятся в этом году. Именно на этом этапе растёт интерес инвесторов из других отраслей, что и подтверждается практикой.

- О каком количестве работников идет речь при запуске этих семи предприятий в 2015 году?

- Проведу параллели с «АвтоВАЗом». Когда он только строился, многие, имея дипломы инженеров в кармане, месили бетон, а затем занимали должности в соответствии с квалификацией. Примерно то же самое происходит сейчас и у нас. Есть огромная потребность в строительных профессиях, и потому созданы временные рабочие места. Кроме того есть рабочие места на действующем производстве и у резидентов, которые готовятся к запуску. В целом по этим направлениям трудоустроено около 2 000 человек. Впоследствии будут сокращаться временные рабочие места, они будут превращаться в постоянные. Пока, к сожалению, желающих трудоустроиться больше, чем предложенных рабочих мест, связано это с общей экономической ситуацией и темпами сокращения персонала.

Источник: Автостат

Подписаться на новости пресс-службы
Наверх